14 октября 2020 г.

Books of september


 

Несколько отзывов на понравившиеся книги сентября)

Всего прочитала 8 произведений. 

"Огнедева" Елизавета Дворецкая

Давно ходила вокруг и около Дворецкой, смущали объём книг и жанр "историческо-любовный". Как оказалось, не зря смущали - есть всё три составляющих)) Но как здорово они сплетаются!

Текст плотный, без большого количества спасительно-бессмысленных диалогов. "Славянского колорита" выше крыши. Я не знаю, насколько верно воссозданы обряды и верования, но читать очень интересно. И даже если это выдумка, она превосходно сделана, отзывается в сердце. Вспоминаешь, что многое на интуитивном уровне сама делаешь (думаешь, практикуешь, ворожишь, колдуешь... любой глагол по душе годится).

Так мало того, оказалось, что место действия - Старая Ладога, река Волхов. Это не Питер, но близко. Близко по расстоянию (пусть не жила там, но бывала), близко по духу. Для меня это важно, следила по карте, по фотографиям - откуда могли показаться корабли руси, варягов, где земли чуди, как меняет течение Волхов.
Я только так и не смогла попасть по Волхову в Плесков (Псков). От Ильменя-то как? Все реки убегают куда-то вниз, а от Плескова ведут вверх, к Финскому заливу. То есть из Пскова в Ладогу можно через залив, Неву и озеро плыть. Но там русь сидела! В общем с географией у меня всё плохо, картинку не представила. И тем самым смогла проникнуться ужасом рода, который отдаёт свою дочь (и народа, который отдаёт свою богиню) в Киев. Если я до Пскова бы не добралась, то где вообще этот Киев?! И впрямь, как на тот свет.

Отличным дополнением к истории стали сказочно-мифические элементы - схождение богини, реальность грозного чудовища Волхова, русальи одержимости, сила чуров, рода, связь с мёртвыми. Удачное переплетение действительности внутреннего и внешнего. А соединение "Лели и Локи" - прямо-таки взрыв сверхновой в сознании)

Было много эпизодов, которые я с современных позиций оценивала совершенно иначе, чем герои книги. Но писательнице каждый раз удавалось погрузить меня в противоположное мировоззрение и мир сдвигался. Привет дону Хуану. Я поверила в искренность Дивляны, когда она вернулась в род, это правильно. Меня восхитило поведение Яромилы. И вообще отношение к "детям купальских костров", ждала совершенно другого поворота.

Отличная книга. Быстро читается, несмотря на объем. Продолжение - однозначно в виш.

***
Единственный, но огромный минус книги это озвучки Л.Солохи. Смогла осилить 10 минут, потом начала бить кондрашка, худшей чтицы не встречала пока. Спасибо ей, что этот чудесный роман я прочитала сама))

Лоскутик и облако. С.Прокофьева

Первая часть книжки мне очень понравилась. Обожаю такие истории про говорящие фантазии. Ворчливое, но доброе облако покорило сразу. Девочка в "коломбинистом" платьице слегка амёбная, но за платье-то можно всё простить. Моя ссс-слабость.

А почему тебя зовут Лоскутик? Глупое имя.

— За моё платье, — тихо сказала Лоскутик, не глядя на Облако. — Я собираю лоскутья и подшиваю их к подолу и рукавам.

Но потом в сюжете появилась ненормальная бабушка и что-то я не совсем поняла сей образ. Хотя забавные старушки меня привлекают! Только придурь должна быть интересной. Барбацуца же неадекватно грубая и имечко дурацкое.

Остальные герои скорее понравились. Многомудрая жаба, честный художник, чёрный трубочист, даже противный Слыш. Правда, почти всегда ловила себя на мысли, что уже где-то встречалась с каждым персонажем. История, которая должна будоражить воображение, ведь в основе её облако, как ярчайшее воплощение полёта фантазии, почему-то уже к середине приобрела банальный оттенок "я угадаю эту мелодию с трёх нот".

Социальный контекст сказки я вообще пропустила мимо сознания, ничего нового и занятного. К тому же я старый монархист и рабоче-крестьянские победы у меня в печёнках. Виват королю, всё там враки ;) особенно про круговорот воды в природе))

Две пьесы на 7 из 10)
Наш городок. Т.Уайлдер

Только короткий размер спас это произведение от занудного прозрения, что банан жёлтый. То есть глаза-то открылись, но не успели поскучнеть, ибо занавес опустился.

Приём с "рассказчиком" мне понравился. Жаль, что я его уже встречала в "Дорогой Памеле". Но надо отдать должное Уайлдеру - он был первым. Нарочитая театральность и отсутствие реквизита тоже занятные оригинальные детали. Ларс фот Триер уже доказал, что в кино это выглядит весьма интересно. Насчет театра я не столь уверена, всё-таки эффект снятой крыши здесь необходим. Но при чтении мне это не мешало.

Подробности интерьера добавили бы банальности, которой Уайлдер и без того усиленно страдает. Мне очень нравится фильм "Мост короля Людовика", но читать книгу прям боюсь, потому что и "День восьмой" и эта пьеса не производят впечатление любопытных откровений.

"Наш городок" хорошо начался, даже с юмором, во второй сцене я еще с надеждой предвкушала, к чему же ведёт автор. Но третья сцена с мертвецами и феерическим инсайтом "только после смерти начинаешь чувствовать и понимать жизнь" повергла в недоумение. Ощутила себя в анекдоте "Ой, да я, когда жив был, тоже нас боялся".

Во-первых, это для кого вывод? Если в пьесе чётко звучит вполне разумная мысль - пока жив, жизнь не оценишь. И далее уже сомнительная - вот помрёшь, тогда узнаешь. Все поклонники Станислава Грофа понимающе закивали головами.

Во-вторых, мы, конечно, умеем заниматься экстраполяцией с мёртвого на живое в условных театральных рамках, не дураки. И что же предлагает драматург? Ценить и проживать каждое мгновение. Каждую секунду понимать, что она может стать последней, в любую школу идти с мыслью, что образование может не пригодиться, каждый раз прощаться навек (красивые стихи, но терпеть их не могу), каждый миг проживать на пределе возможного. И как вы думаете, как быстро человек выгорит, если не будет давать себе передышку от радости бытия? Более того, как быстро он свихнётся, если нельзя ссориться (а вдруг кирпич), нельзя грустить (будешь жалеть, что не наслаждался), нельзя закрыть глаза и побыть одному (ведь дорого время в кругу семьи), желательно не отпускать от себя близких, хорошо бы смотреть на них, впитывать, всё время. Всё может рухнуть в любой момент. В это сложно поверить, но человек смертен. Внезапно смертен (цитата откуда-то?)) И соломку не подстелешь. А если будешь постоянно об этом думать, станешь клиентом психолога или даже пациентом психиатра.

Так о чём и зачем эта жизнь в трёх сценах? Существование мимолётно. Помни, но не акцентируй внимание. И не думай про белых обезьян. Спасибо автору от моего внутреннего невротика за очередное напоминание))

Новая квартира. К.Гольдони

Интересно работает случайный выбор. Из всего многообразия пьес он мне одновременно подкинул Иван Крылов - Модная лавка , Александр Шаховской - Пустодомы и "Новую квартиру". Удивительно, что пьесы связаны. Шаховской взял из Модной лавки персонажа, а из Гольдони вообще много всего. Практически весь основной сюжет. Убрал накал итальянских страстей и добавил актуальную для своего времени тему переноса западных идей на русскую почву. Что, конечно, весьма забавно в данном случае. Возможно, это ирония))

Итальянская пьеса больше о взаимоотношениях денег и любви, чем денег и идей. И, что особенно зацепило, о невозможности сосуществования на одной "кухне" двух хозяек. Конфликт молодой жены и мужниной сестры - комическая трагедия.

Повеселило, как всегда, умение итальянок затеять склоку и базар на ровном месте. Как у них всё вспыхивает мгновенно, не успеваешь отследить искру. Летят клочки по закоулочкам - и вдруг все успокаиваются и обнимаются, лучшие подружки. Смена настроений по отношению к сильному полу тоже бодрит. Пожарные женщины, ух!

Фору им дадут только итальянские мужчины, когда у них просят деньги (за работу или в долг, не суть). Опять же напалм и обратная тяга. Искусство! В комментариях прочитала, что Гольдони писал с себя отношения с рабочими и подрядчиками ;)

Заканчивается пьеса комической ремаркой богатого дядюшки - лучше племянницу спихнуть замуж за небогатого юнца, чем держать в доме двух баб-с. Не откажешь дядюшке в соображаловке.

+ 4 книги

Так же прочитала 3 и 4 книги из цикла "Агентство Локувуд" Дж. Страуда. Очень хорошая серия для тех, кто любит городское фэнтези про призраков. Мне осталась последняя 5-я книга.

Плюс небольшая, прекрасно иллюстрированная книжка про Японию "Япония вечная" - для эстетического удовольствия больше)

Ну, и Эко домучила. "Баудолино". 6 из 10. На фоне общей массы литературы это хорошая вещь. На фоне самого Эко - далеко не лучшее его произведение ;)

2 комментария:

  1. Здравствуйте, Вика! Как Вы много читаете! Признаюсь, из перечисленного Вами знакома только только с Лоскутиком, да парой книг Страуда. Заинтересовала "Огнедева", дополню свой список хотелок. Я тоже только пишу пост о прочитанных книгах сентября, на днях опубликую.
    Поздравляю с окончанием чтения Эко.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Людмила Фёдоровна! Да, читать стараюсь много, хотя количество сейчас набирается лёгким чтивом... Но с двумя не особо взрослыми детьми иначе и не получается. По ночам очень спать хочется)))
      А "Огнедева" понравилась больше всех книг сентября! Постараюсь и до продолжения дотянуться быстрее. Там много книг.

      Удалить